Только вечность звенит в ушах
Игорь Вдовенко:

Интерактивный роман, о котором так много говорили 30 лет назад (т.е. роман, построенный по принципу борхесовского сада расходящихся тропок) в том виде, который от него ожидался, так и не состоялся (ну или может быть состоялся – примеры-то есть - просто не стал по-настоящему ни массовым, ни востребованным). Однако, можно ли говорить о том, что он не состоялся вообще? Скорее всего - нет. Просто форма, в которой он представлен, не буквально та, которая ожидалась. И напрямую не связана с теми медиа, от которого все так ждали этой борхесовской интерактивности (т.е. буквально с новыми электронными сетевыми компьютерными медиа, априори позволяющими осуществить нечто подобное).

Первые искусственные гипер-романы (собственной сам показательный проект Роман и прочие мертворожденные буквальные овеществления этой идеи) были построены именно по модели сада: основной сюжет, с отходящими тропками, развилками, бесконечным количеством прописанных сюжетных линий, из которых читатель выбирает симпатичную ему (или движется различными траекториями, предложенными автором/авторами). Но дальше что-то не заладилось, и эксперименты так и остались всего лишь экспериментами – иллюстрациями. Никто не пишет подобных романов (во всяком случае, в массовом порядке), не снимает подобных фильмов (опять же – в массе). Зато нероманная форма развилась необычайно. Я сейчас имею ввиду банальные комментарии в соцсетях, с их ветками обсуждений, доходящими до сотен кратких реплик (нередко с гиперссылками, вставными иллюстрациями, видео и проч.).

Собственно говоря, сам интернет-серфинг есть живой аналог этого некогда пригрезившегося Борхесу романа, в котором каждый волен идти куда он хочет. И в определенном смысле чтение ленты новостей (со всеми этими сопутствующими информационным поводам комментариями) превратившись в своего рода ежедневную практику, во многом заменило само чтение линеарной литературы (или даже просмотр столь же линеарного сюжетно и стилистически выстроенного фильма и т.д.). Но это с одной стороны. С другой же мы можем увидеть вполне себе классические, традиционные (в некотором смысле можно сказать даже старорежимные романы), написанные любителями и известные всем под общей маркой фанфиков. И именно они (хотя каждый из них по отдельности все тот же – старый роман) в сумме и дают ту самую фактическую бесконечность вариантов (точек зрения, развилок сюжетов), о которой и шла речь.

читать дальше

@темы: статьи, не моё

Комментарии
14.12.2019 в 09:21

Демон? Это ваша профессия или сексуальная ориентация?
Какая интересная статья) Спасибо за возможность ее прочитать))
14.12.2019 в 18:24

Только вечность звенит в ушах
Муравьиный лев, Я знала, что вам понравится :)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии